Изобразительное и декоративно-прикладное искусство

После присоединения Бессарабии к России (1812) Кишинев становится культурным центром края. Устанавливаются более тесные культурные контакты с Россией и Украиной. Уже во 2-й половине 19 века. Кишинев становится одним из крупных городов Юга России. В 1885 сооружается памятник А. Пушкину (скульптор А. Опекушин). В 1887 открывается городская рисовальная школа (основатель Т. Зубков). В 1903 создается Бессарабское общество изящных искусств; в 1903 и 1905 проводятся выставки произведений художников-передвижников, в 1908 — Товарищества южнорусских художников, в которых участвуют И. Репин, И. Богданов-Бельский, К. Бо-гаевский, И. Бродский, А. Головин, К. Костанди, Н. Пимоненко, В. Фалилеев и другие.
К 1917 рисовальная школа и Общество изящных искусств стали занимать видное место в культурной жизни не только Кишинева, но и Бессарабии, благодаря деятельности таких самобытных художников и педагогов, как В. Окушко, В. Блинов, А. Бальер, Н. Гумалик, А. Климашевский, Е. Ма-лешевская, П. Пискарев, Г. Фюрер и другие., у которых получили первоначальное художественное образование видные мастера советского изобразительного искусства А. Щусев, П. Шиллинговский, В. Нестеров, М. Гамбурд и другие.

После Великой Октябрьской социалистической революции художественное творчество в Молдавии развивается разными путями. В Левобережье, где в 1924 была образована Молдавская АССР, формировался коллектив молдавских советских художников, зарождалось новое изобразит, искусство. Для искусства Правобережья, в том числе Кишинева, с 1918 оккупированного королевской Румынией, характерны черты декаданса и салонности. Носителями демократических тенденций здесь выступают А. Плэмэдялэ, М. Гамбурд, Ш. Коган и другие. Тяжелое положение народа в условиях румынской буржуазно-помещичьей оккупации края нашло свое отражение в картине Е. Малешевской «Скорбь», в композиции А. Плэмэдялэ «Отчаяние» и другие. Наиболее значительная работа А. Плэмэдялэ — памятник Стефану Великому в Кишиневе (1927).

Качественно новый этап в развитии изобразительного искусства Кишинева начинается после воссоединения Бессарабии с Советской Родиной и образования МССР (1940). В этом же году создается Оргкомитет Союза художников МССР, открывается Государственный художественный музей МССР. В годы Великой Отечественной войны многие молдавские художники принимали непосредственное участие в борьбе с немецко-румынскими фашистскими захватчиками (Е. Мерега, Б. Несведов), создали серии фронтовых зарисовок.

После освобождения Кишинева (24 августа 1944) заново формируется утерянная во время оккупации коллекция художественного музея, которая в наст, время насчитывает более 18 тысяч экспонатов молдавского, русского советского, западноевропейского и восточного искусства. Возобновляют свою деятельность Союз художников MСCP и Художественно-педагогическое училище имени И. Е. Репина. В 1948 проводится 1-й съезд художников республики. Переход на путь социалистического реализма некоторых художников старшего поколения, испытавших в прошлом влияние формалистических течений Запада, был сложен и подчас противоречив. Значителен вклад скульпторов Л. Дубиновского и К. Кобизевой, живописцев А. Васильева, М. Гамбурда, Р. Окушко, Д. Севастьянова, И. Хазова, художника-баталиста К. Китайки, графиков Е. Ме-реги и Б. Несведова, прикладника С. Чоколова, художников театрально-декорационного искусства К. Лодзейского и А. Шубина, которые своим творчеством заложили эстетические основы молдавсого советского изобразительного искусства, создав первые крупные сюжетно-тематические произведения, посвященные героике революции, Гражданской и Великой Отечественной войны. Наиболее известные из них — картина «„Искра" в Кишиневе» М. Гамбурда, «Портрет Г. И. Котовского» К. Китайки, скульптурная трилогия «Отцы и дети» Л. Д имени А. С. Пушкина (художники Л. Григорашенко, К- Лодзейский, А. Шубин); в 1954 был установлен памятник Г. И. Котовскому (скульпторы Л. Ду-биновский, П. Першудчев, А. Посядо, художник К. Китайка, архитектор Ф. Наумов).

Активизация общественно-политической жизни в республике в конце 50 начала 60-х гг., интенсивное, основанное на прогрессивных индустриальных методах, строительство Кишинева, рост профессионального мастерства молдавских художников-монументалистов благотворно отразились на развитии монументальной скульптуры и живописи. Создается (в камне и бронзе) ряд высокохудожественных памятников.

Дальнейшее развитие живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства определяется коренным социально-политическим переустройством общества, значительными экономическими преобразованиями в городе и колхозной деревне. В творчестве молдавских мастеров рельефнее обозначается современная тема. Многие художники все чаще обращаются к образу В. И. Ленина, теме Октября, активно ведут художественное освоение действительности, используя самые различные приемы и техники. В этот период создается много высокохудожественных и своеобразных произведений: «Чадыр-Лунгские девушки», «Проводы», «Красный бессарабец» и «История одной жизни» М. Греку, «Счастье Иона» и «Декрет о земле» И. Виеру, «Свобода», «Подвиг», «Жизнь» В. Обуха, «Октябрь» И. Степанова, серия портретов В. Руссу-Чобану, «Рыцари революции» Н. Бахчевана, «Рыбачки»
B. Зазерской, «1917-й год» М. Бури, «Цветущая Молдавия» Э. Романеску, «Долина Роз. Кишинев», «Дорога в Кодры» М. Петрика, «Наставница» Г. Жанкова, «Асфальт» Р. Окушко, «Полдень» А. Давида, «Весна 1944-го»

C. Кучука, «Портрет музыканта» В. Нашку, «На заводе им. Г. И. Котовско-го» Г. Саинчука, «Этапы большого пути» А. Новикова, «Провозглашение Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики» Ф. Хэ-мурару, «Возвращение к мирному труду» Ю. Шибаева, «Декрет о земле» Е. Бонти, «Портрет звеньевой» В. Третьяченко, «За лучшую долю» А. Ка-тальникова, «Письма 1942 года» И. Ленчика, индустриальные мотивы И. Ершова, портреты О. Орловой, лирические натюрморты А. Зевиной. Новые полотна молдавских живописцев характеризуются сложностью, глубиной замысла и оригинальностью решения.

Характерными произведениями молдавской живописи 70-х гг. являются картины «Сбор урожая» и «Весенние заботы» И. Виеру, «К праздничному столу» М. Греку, «Дружба», «Земля и люди» В. Руссу-Чобану, «Портрет Героя Социалистического Труда Валентины Петрашку» В. Зазерской, «Эстафета поколений» и «Освобождение» В. Обуха и другое, отличающиеся разнообразием трактовок и высокой культурой пластического воплощения.

В области станковой пластики ведущее место занимает портрет. Многие скульпторы успешно решают проблему эстетического преобразования материала, добиваясь своеобразного, убедительного и эмоционального изображения героя. Об этом свидетельствуют произведения мастеров старшего и среднего поколений: «Хо Ши Мин» и «Портрет архитектора» Л. Дубиновского, «Карл Маркс» А. Майко, серия портретов татарбунарцев В. Кузнецова, «Павел Ткаченко» и «Портрет доярки Чаплыги» И. Китмана, «Портрет В. Войтовича» Н. Горёнышева и «Портрет летчицы Марии Кулькиной» Д. Сквор-цова, «Портрет Марии Сагайдак» Б. Эпельбаум-Марченко и «Портрет строи-телымщы С. Романчук» А. Ликуновой. Серию тематич. рельефов и выразительную трехчастную композицию «Татарбунарки» создала опытный мастер скульптуры К. Кобизева. Н. Эпельбаум представил интересные работы «Пламя революции» и «Высота», Ю. Канашин — несколько многофигурных композиций, Р. Деребенщев — композиционный портрет «Чекисты», В. Кузнецов-рельефы Иона Крянгэ и Христо Ботева и др. Выделяются также скульптуры «Чебан» Л. Авербуха. «Пожарники» Р. Подояригоры, «194,1 -й» И. По-нятовского, «Бюст Ф. Э. Дзержинского» Л. Фитава, портреты М. Спинея и И. Цуркана, мелкая пластика Б. Эпельбаум-Марченко и Н. Мешките, анималистическая скульптура Н. Эпельбаума. Заметные качественные изменения в станковой и книжной графике происходят в 60-е пг. Стремясь к монументальности и экспрессивности формы, графики осваивают новые темы, материалы, техники, проявляют глубокий интерес к революционной тематике, откликаются на актуальные современные проблемы. Своеобразием и высоким мастерством исполнения выделяются серии цветных линогравюр И. Бог-деско «Моя Родина» и С. Тухаря «Люди—«богатство Молдавии», ксилографии Л. Беляева «Стройки Молдавии», офорты Б. Несвадова «Молдавия», индустриальные пейзажи В. Иванова, серия литографий Б. Широкорада «Сатирическая азбука для верующих и неверующих», линогравюры Я- Авербуха «Во имя счастья», А. Давида «Подсолнухи», И. Табурцы «Электросварщики». Ряд интересных графических листов создали Г. Зыков, В. Моц-канюк, А. Хмельницкий, П. Цуркан и другое.

Заметное влияние на развитие книжной графики в республике оказал И. Богдеско, комплексно оформляя и иллюстрируя молдавские народные баллады и сказки, классические произведения молдавской, русской и западно-европейской литературы. Богдеско показал пример творческого понимания и осмысления художественного текста и национальных традиций. Его луч-шие иллюстрации — к молдавской героической балладе «Кодрян», сказке И. Крянгэ «Кошелек с двумя денежками» и сатирическому роману Д. Свифта «Путешествия Гулливера». Наиболее значительные работы Л. Григорашенко «За власть Советов», «Есть такая партия!», «Ясско-Кишиневская операция», «Борцы за власть Советов в Молдавии», «В веках и поколениях вместе* посвящены истории героической борьбы народов России и Молдавии за свое национальное освобождение и социальный прогресс, Коммунистам, партии, образу Ленина. Его акварель «Солдаты революции» явилась достойным вкладом в молдавскую художественную лениниану,

В 70-е и последующие годы больших успехов в оформлении и иллюстрировании книг добились также Л. Беляев (лирика А. С. Пушкина), Г. Врабие (сказки И. Крянгэ и стихи М. Эминеску), А, Колыбняк (сказка Н. Дабижи «Когда Пэсэрел был маленьким»), И. Кырму (книга стихотворных сатир С. Бранта «Корабль дураков»),

В области станковой графики разнообразнее становятся приемы и техника рисунка, повышается культура обобщения формы. Об этом свидетельствуют «Протест» и «Призыв» И. Богдеско, ксилография «Юный Ленин» Л. Беляева, линогравюры «Заря человечества» В. Коваля, «Квартет № 8 Шостаковича» А. Усова, офорты «Конный спорт» Г. Врабие, «Времена года» В. Иванова, цветные линогравюры «Моя Родина» Э. Килдеску, индустриальные пейзажи В. Кожокару и акварели В. Корякина. Оригинальностью тематических мотивов и трактовки отличаются лучшие работы И. Каварналы, Б. Полякова, Ю. Телушко. маски Г. Саинчука. В области политич. и рекламного плаката успешно работают К. Корниенко, С. Солонарь, А. Хмельницкий; в области карикатуры—А. Грабко, Ю. Румянцев, Н. Макаренко, 3. Полингер.

В нач. 60-х гг., с пуском фабрики «Победа», в республике налаживается массовое индустриальное производство национальных ковров, а в мастерских художеств, фонда — керамики. Для развития декоративно-прикладного творчества этого периода характерен широкий тематико-видовой диапазон. У многих художников обнаруживается тенденция к глубокому изучению и творческому использованию классических традиций профессионального и народного прикладного искусства. Высшего расцвета достигает талант С. Чо-колова, проявившего неисчерпаемую фантазию и выдумку в создании керамических сосудов.

К лучшим работам этого периода можно отнести ковер «Вазоны» Н. Серовой, некоторые ковровые изделия М. Коцофан, М. Сака-Рэчилэ, черную керамику Э. Греку, сюжетно-декоративные композиции «Маланках.Н. Сажиной и «Пушкин в Молдавии» Л. Янцен. Наряду с традиционным ковроделием, которое интенсивно и масштабно продолжает развивать художественная промышленность Кишинева, (большое распространение получил гобелен. В творчестве ковровщиц Е. Ротару, М. Сака-Рэчилэ, С. Врынчаау, К. Головиновой. А. Бойко-Чебан, Л. Одайник он занял доминирующее место, привлекая разнообразием сюжетов и своеобразием образно-художественных решений. В художественной керамике наряду с традиционными видами изделий прикладного характера начинают преобладать разнообразные символика-аллегори-ческие решения — сюжет-тематическое композиции Н. Сажиной, Л. Янцен. Э. Саакова, декоративные вазы В. Китикаря, Н. Коцофана, тематическое композиции С. Красножена, условно-декоративные — Т. ГрекучПейчевой, Многие мастера успешно участвуют ""в оформлении общественных зданий. Создаются новые образцы стекла художественного (Ф. Нутович, В. Савка, М. Гратий) и фарфора (iB. Новиков). Определенные достижения есть у художников кино и теа.т.рально-двкаращмонного искусства (Н. Алентьев, Н. Андронатий, С. Булгаков, А. Матер, А. Роман, Б. Соколов и другие).

Среди художников города — народный художник СССР, член корреспонденции АХ СССР, лауреат Государственной премии МССР И. Богдеско, народный художник МССР, член кор. АХ СССР, лауреат Государственной премии МССР Л Григорашенко, народный художники МССР. лауреаты Государственной премии МССР И. Виеру и К. Кобизева, заслуженные деятели искусств МССР, лауреаты Государственной премии МССР М. Греку, Э. Романеску, В. Руссу-Чоба-ну, Г. Саинчук. Звания заслуженного деятеля искусств МССР удостоены члены Союза художников МССР Н, Алентьев, Н. Бахчеван, С. Булгаков, М. Буря, Д. Гольцов, И. Ершов, И. Жуматий, В. Зазерская, В. Коваль, М. Лившиц, В. Обух. М. Петрик, Б. Соколов, Ф. Хэмурару, Б. Широкорад, Б. Эпельбаум-Мар-ченко. Лауреатами премии комсомола Молдавии имени Бориса Главана являются И. Китман, А. Колыбняк, С. Кучук, О. Орлова, И. Степанов, Ф. Хэмгурару, Б. Э.пельбаум-Марченко.

С 1960 в Кишиневе Министерством культуры МССР и Союзом художников МССР регулярно организуются республиканские художественные выставки, обменные выставки изобразительного искусства братских республик. Произведения кишиневских художников экспонируются в Москве, Ленинграде и другое. городах Советского Союза, Жители Кишинева, в свою очередь, знакомятся с произведениями таких советских мастеров, как Н. Томский, С. Вучетич, Г. Коржев, А. Лактионов, А. Пластов, Е. Моисеенко, У. Тансыкбаев, И. Бродская, В. Касьян, А. Шовкуненко, Б. Щербаков. Т. Яблонская.

Помимо постоянной популяризации современного и классического искусства в республике и в стране, Художественным музеем МССР были организованы выставки произведений молдавских художников в Болгарии, Венгрии, Польше, ГДР, Чехословакии, Монголии, Югославии, во Франции, Австрии, Бельгии, Греции, Финляндии, Швеции, Люксембурге, Индии, Шри-Ланке, на Кипре, в Сирии, Ираке, Турции, Алжире, Конго, Гвинее Бисау и на Островах Зеленого Мыса, в Канаде, Мексике, Перу и др. странах. В Кишиневе экспонировались произведения художников Болгарии, Венгрии, Польши, ГДР, Кубы, Монголии, Югославии, Эфиопии, Ирака.

В 1968 при Художественном музее МССР создается фонд средневековой живописи и прикладного искусства Молдавии, а также реставрационные мастерские, которые в скором времени реорганизуются в специальный научно-реставрационный скульптурно-производственный комбинат. В 1969 организуется Отдел этнографии к искусствоведения АН МССР, открывается республиканская средняя специальная художественная школа-интернат, а в начале 70-х гг. — Объединение народных художественных «промыслов. В 1979 в
педагогическом институте имени И. Крянгэ открыто художественно-графическое от деление, которое готовит преподавателей рисования, черчения и труда для общеобразовательных школ. Актуальные проблемы развития современной художественной практики, а также истории искусства Молдавии освещаются в журналах «Нистру», «Кодры». еженедельнике «Литература ши арта» и другое.

Поделитесь этой страницей



0
0
0
0
0
0
0
0

0

Комментарии ВКонтакте